03.02.2020
Тренды 2020. Они изменят мир в этом году

Плох тот маркетолог, который не задается вопросом «Что будет модно и актуально в этом году?» Но как известно, лишь единицы могут составить верный прогноз. Ну мы и составили. Встречайте: топ-11 трендов, которые изменят нашу жизнь в 2020-м.

03.02_2.jpg

Мерч

Пока одни рассуждают, есть ли у слова «мерч» множественное число и как быть с ударением (хвастаться мЕрчем или мерчОм?), другие уже зарабатывают немалые деньги на мерче и подсчитывают упущенную выгоду правообладателей, вовремя не подсуетившихся с выпуском коллекции.

Мерч — это товары с символикой какого-либо бренда или известной личности. Футболка музыкального фаната — мерч. Лимитированные коллекции премиум-брендов, созданные в коллаборации с медиа-персонами — мерч. Культовая кепка I ? NY — мерч. Да даже термокружка с логотипом «Сбербанка» — тоже мерч. Главное отличие от «обычной» промопродукции состоит в том, что обладатель мерча купил его сам или купил бы, если бы его ему не подарили. Мерч — это то, что хотят все. И главное здесь — даже не художественная ценность таких предметов или их функциональность, а стиль, быстрая реакция на новые мемы в культуре и созвучие с убеждениями потребителя.

Говоря «мерч», многие имеют в виду текстиль с принтами, но самыми заметными кейсами в этой области становятся не футболки и худи. Например, многим в этом году запомнились прозрачные ботинки «Альфа-банка», хотя конечно, самым смелым мерчем можно считать наполнение фаншопа Rammstein — в разные годы группа выпускала то брендированный велосипед, то наборы с секс-игрушками.

Тема мерча была на слуху в 2019 году. Свои линейки выпускали банки и веб-сервисы, и скорей всего, делали они это, чтобы еще больше вовлечь свою аудиторию в продукт и создать сообщества своих поклонников. В 2020 году фаншопы заведут и те, кто не успел в этом году, и те, кто пока не разобрался, что значит это таинственное слово — мерч.

Пример: сумка с глитч-эффектом и фразой «Мерч — это когда хочется унести с собой». Принт нанесен методом шелкографии.

03.02_3.jpg

Селфменеджмент

Популярный некогда тайм-менеджмент уже не так популярен. Сегодня не важно (а может быть даже вредно) все успевать, зато важно быть осознанным (еще одно популярное слово). Личная эффективность человека больше не складывается из количества часов, проведенных на рабочем месте. И уж точно из этого не складывается удовлетворенность жизнью. Иметь хобби и членский билет в спортивном клубе тоже необязательно. Зато планировать отпуск можно едва ли не тщательнее, чем рабочий день. Уделять время самому себе теперь не стыдно. А в расстановке приоритетов помогают коучи и психологи.

Слово «самообразование» тоже на слуху, хотя бум науч-попа мы, пожалуй, уже пережили. Недавно в России появилось целое интернет-издание, которое посвящено образованию взрослых людей, и, кажется, «Цех» — это не про повышение квалификации, а скорее о разностороннем развитии личности.

В общем, селфменеджмент — это еще одно слово о жизни, наполненной действительно важными делами.

Пример от «Каталога Проект 111»: ежедневник системы «буллет-джорнал». Удобно планировать личные и рабочие задачи, так как нет строгой сетки — можно придерживаться собственной системы планирования. Текст на обложке: «Селфменеджмент — это когда следишь за собой (и записываешь)».

03.02_4.jpg

Цифровой детокс

Он же — digital detox. Этот тренд тесно связан с предыдущим, ведь, например, отключая уведомления о новых письмах и сообщениях в вечернее время, мы экономим силы и позволяем себе «вынырнуть из потока». Один из самых радикальных способов отдохнуть от постоянной интернет-гонки — удалить свои аккаунты из соцсетей — уже не так популярен. Во-первых, многие соцсети теперь можно настроить (например, скрыв ленту в Фейсбуке с помощью приложения Friendly или отписавшись от очень плодовитых на посты друзей), а во-вторых, многим для счастья хватает и частичного ограничения экранного времени. Самые отчаянные меняют смартфон на обновленную недавно Nokia 3310, посещают диджитал-детокс-рехабы (чаще всего — что-то вроде многодневного тренинга по йоге на свежем воздухе), а те, у кого сила воли не такая железная, участвуют в марафонах «месяц без инстаграма».

В России работодатели ценят сотрудников, которые могут быть всегда на связи — читать почту на выходных и общаться с клиентами в мессенджерах. На Западе же, кажется, начинают понимать, что баланс личного и рабочего времени подчиненных повышает их продуктивность. РБК сообщает, что во Франции все работодатели, у кого более 50 сотрудников, законодательно обязаны давать им право не быть на связи.

Пример: карандаши для плотницких работ с гравировкой «Цифровой детокс — это когда в руках не телефон».

03.02_5.jpg

Нетворкинг

В эру победивших соцсетей слово «нетворкинг» звучит даже немного старомодно, но означает теперь скорее не техническую возможность устанавливать контакты со всем миром, а стремление создавать сообщества по интересам или для решения отдельных задач. Теория шести рукопожатий на наших глазах перестает быть всего лишь теорией.

Популярное приложение для краткосрочной аренды жилья Airbnb, созданное еще 11 лет назад, было основано на нетворкинге. Сегодня среди заметных эффектов нетворкинга можно назвать поддержку локальных производителей и создание групп взаимопомощи, а также чатов, например, родительских или соседских. И уж совсем новое явление — диджитал-номадизм или кочевничество, когда люди отказываются от постоянной прописки и постоянно путешествуют, благо, современные профессии позволяют работать удаленно, а технологии — находить круг общения в любой точке мира. И это тоже нетворкинг.

Пример от «Каталога Проект 111»: деревянный пазл с гравировкой «Нетворкинг — это когда складывается».

03.02_6.jpg

Осознанное потребление

Человеком года по версии журнала Time стала шведка Грета Тунберг. И заслуженно! Глобальное потепление не назовешь увлекательной и свежей темой, о которой охотно и часто вспоминают (особенно бизнесмены и чиновники, то есть люди, принимающие решения, которые отражаются на всех). Экспрессивная речь Тунберг в ООН стимулировала серию публикаций по теме и, будем надеяться, стала для многих поводом сделать эко-ревизию своих бытовых привычек.

Осознанное потребление — это, прежде всего, постоянная рефлексия. Лучше ли биоразлагаемый пластик обычного? Экологичнее ли искусственная елка натуральной? Оправдана ли покупка не такой уж и нужной одежды, если она из органического хлопка? (На всякий случай: правильный ответ на все предыдущие вопросы — нет!)

Осознанное потребление — это когда вы выбираете йогурт в магазине не только по составу, но и по упаковке, изучая маркировку и вспоминая, можно ли такой пластик сдать на переработку как вторсырье.

Пример: многоразовая металлическая трубочка для коктейля с ершиком для чистки и чехлом для хранения. Текст нанесения: «Осознанное потребление — это когда не все равно, что у тебя в стакане».

03.02_7.jpg

Шеринг

Совместное потребление — тренд нескольких последних лет. Арендуйте автомобиль, дрель или жилье, наймите репетитора, найдите попутчика, поделитесь едой и вещами с соседями, подпишитесь на ежемесячные пожертвования в благотворительный фонд. Делиться — это удобно и выгодно. А еще это позволяет строить горизонтальные связи, находить единомышленников и рассчитывать на взаимопомощь в будущем.

Пример от «Каталога Проект 111»: мини-квадрокоптер с фразой «Шеринг — это когда даешь порулить».

03.02_8.jpg

Фиджитал

Помните успех игры Pokemon Go? Пробовали расставлять мебель в приложении Place от IKEA? Поздравляем: вы знаете, что такое фиджитал! Слово, образованное от слияния «physics» и «digital», означает сочетание материального мира и технологий. Например, AR — технология дополненной реальности, зародившись для помощи конструкторам и сборщикам самолетов Boeing, сейчас знакома каждому, кто хоть раз пользовался селфи-масками в Snapchat или Instagram. Фиджитал — это, например, виртуальные примерочные и распознавание одежды на фотографиях.

Маркетологи говорят, что лучше всего запоминаются сообщения, переданные онлайн, но подкрепленные офлайн-средствами. Если эта идея верна, то на правильном пути находятся как онлайн-сервисы, выпускающие свой мерч, так и разработчики фиджитал-активностей.

Пример: принт «Не выносите мосх!» бренда «Соль».

И еще 4 тренда короткой строкой

Приватность. Технологии могут не только вдохновлять, но и пугать. Кто не обсуждал с друзьями тему под кодовым названием «Инстаграм нас подслушивает»? Мы все больше ценим приватность и все тщательнее следим за тем, какие разрешения даем приложениям на смартфоне. Полный текст пользовательских соглашений, впрочем, до сих пор не читаем.

Бренд-активизм. Всем известно, что бренд делают брендом ценности, которые он транслирует, а вовсе не физические качества продукта. Но если раньше бренды поддерживали «безопасные» ценности (например, семья, любовь, самовыражение), то теперь они высказываются и на вполне острые темы (экология, бодипозитив, права уязвимых групп), а также не боятся действовать. И людям это нравится! Впрочем, это нам уже известно: исследование, проведенное агентством Cone в 2017 году, показывает, что 87 % опрошенных купят продукт, если производящая его компания прикладывает усилия для решения общественно важных проблем, которые заботят потребителя.

Устойчивая мода. В этом году 450 брендов бойкотировали черную пятницу в рамках акции Make Friday Green Again, протестуя против избыточного потребления. Философия устойчивой моды предполагает покупку более дорогой, но более качественной одежды, которую можно носить долго. Значение имеет и размер гардероба (останется то, что носят хотя бы раз в месяц), и состав тканей (органический хлопок, лен, качественная синтетика). Для рынка промопродукции это значит, что рекламодателям стоит не только выбирать более качественный текстиль, но и к принтам подходить с осторожностью (см. пункт «Мерч»). Ну а логотип всегда можно напечатать незаметно, под воротником.

Кастомизация. Неизвестно, чего тут больше — искреннего желания угодить потребителю или повысить продажи через геймификацию, но факт остается фактом: кастомизируют все. От тяжелого люкса в ЦУМе до все той же «Альфы».

Вместо послесловия

В разговоре о трендах непросто сохранить баланс. Не уйти в область визионерских фантазий (хотя и они порой полезны), но и не быть слишком приземленными. В этом обзоре мы постарались составить адекватный прогноз на 2020 год и показать, что на фоне увлекательных разговоров о нейросетях и искусственном интеллекте старый добрый офлайн никуда не девается, как и предметы, которые нас окружают и которые рассказывают миру что-то о нас.

Добавьте эту статью в закладки! Встретимся через 12 месяцев здесь же и проверим, все ли тренды отметились в 2020 году.

03.02_9_2.jpg